На этой странице мы публикуем ваши, дорогие родители, заметки-размышления о занятиях, о программе, наблюдения за измененияим, происходящими в ваших детях на наших уроках. Хотелось бы, чтобы таких заметок было побольше. Присылайте свои эссе через форму обратной связи (на главной странице), мы будем рады их опубликовать.

Обращаться по всем вопросам:

СВИТНЕВА ОКСАНА ИВАНОВНА

Адрес: Россия, Волгоград, пр. Ленина, 31, Дом офицеров.


Телефон: 8-960-877-62-89

E-mail: frau.svitok@yandex.ru

БОМАЖОР - самый толстый из обжор! (Большой мажорный септаккорд)

     Примерно через месяц после того, как мы с моим трехлетним сыном начали заниматься по программе Владимира Викторовича Кирюшина, я вдруг поняла одну очень важную вещь про эту программу. Чтобы пояснить, о чем я хочу сказать, начну немного издалека – о собственном опыте обучения.

     Вот, к примеру, английский язык. Сейчас я знаю его достаточно хорошо, несмотря на то, что прошло уже больше 10 лет, как я перестала его активно изучать в школе, и, затем, в институте, и за это время у меня практически не было практики его применения. До 9-го класса я училась в обычных школах, где язык преподавали по обычной, общепринятой тогда программе средней школы. И был он для меня достаточно непонятным. То есть, в силу врожденных и благоприобретенных способностей я, конечно, в основном материал запоминала и вроде бы знала. Но я хорошо помню это беспомощное чувство разрозненности, когда в голове какие-то отрывочные куски зазубренных правил и набор заученных слов, и каждое задание было тестом на память. Но в 9й класс я перешла в только что созданную Российско-Американскую Экспериментальную Профессиональную школу (РАЭПШ), куда преподавателей приглашали, в основном, из ВУЗов. Естественно, исходя из идеи этой школы, английскому языку там уделялось огромное внимание, и преподносился он совершенно особенным образом. Уроки проводились в виде ролевых игр, а правила и словарь шли фоном, дополнительным материалом к каждому уроку. И тут английский язык для меня словно открылся заново. В голове все как будто само собой разложилось по полочкам. Я поняла саму систему языка, а активный словарь нарабатывался без особых усилий и в больших объемах. Мне повезло: потом, в институте, - на экономической специальности – было тоже очень много английского и настолько же талантливые и увлеченные преподаватели. Но система для восприятия была заложена именно тогда, в РАЭПШе.

      Теперь я могла бы привести такую аналогию для сравнения этих двух подходов к преподаванию. Обучение в «обычной» школе было похоже на то, как будто меня вели по улицам незнакомого города, и мне необходимо было выучить наизусть названия и расположение всех улиц. И главное, что совершенно не ясна цель этого мероприятия. А обучение в РАЭПШе - это взгляд сверху, когда видна структура города, и при необходимости можно проложить любой маршрут и добраться в любую точку.

Речь идет о системном подходе. Когда изначально дается понятие о системе знаний, о взаимосвязях между объектами системы, восприятие материала происходит на совершенно другом уровне. И основную роль играет способ преподавания – не заучивание абстрактных терминов, а полное погружение в мир музыки, как в случае с программой В.В. Кирюшина. Мир – без преувеличения, на самом деле – планета, населенная абсолютно живыми образами, каждый из которых наделен характером, внешностью – в прямом смысле слова: у каждого жителя этой удивительной планеты есть портрет. Каждый имеет свою жизненную историю, привычки и склонности, исходя из которых, он строит свои взаимоотношения со своими соседями по миру.

     Наверное, неподготовленному человеку по такому описанию сложно догадаться, что речь идет о понятиях музыкальной грамоты, по сути – сольфеджио. Тут я вновь могу привести пример из собственного опыта. В свое время я вполне успешно окончила музыкальную школу. Естественное, изучала я там и сольфеджио – опять же, по обычной методике, «проходя» понятия этой науки, от простого к более сложному. Знала я его тогда примерно на «4», а после окончания школы благополучно забыла, и спустя почти 20 лет (до начала занятий в «Тритончике») не помнила практически ничего. И только тогда, когда я со своим сыном стала посещать студию «Тритончик», а точнее, активно заниматься по программе, вновь случилось это чудо восприятия – иначе не скажешь. Мертвые названия ожили, отрывочные понятия сложились, как пазл, в СИСТЕМУ. Кроме того, буквально на первом же занятии я узнала много такого, о чем в музыкальной школе даже речь не шла. То есть, с одной стороны я понимала, что это материал очень сложный. Настолько, что выходит далеко за уровень обычной музыкальной школы. С другой стороны, никакой сложности не ощущалось. Напротив, на занятиях было весело, интересно, а смешные песенки про, например, кадансовый квартсекстаккорд, накрепко запомнились.

     Чтобы стало немного понятнее, о чем идет речь, приведу «классическое» описание кадансового квартсекстаккорда, взятое из учебника сольфеджио:

     Имея внешне звуковое сходство со вторым обращением тонического трезвучия, кадансовый квартсекстаккорд, по функциональной своей природе, не является собственно тонической гармонией. Функциональное своеобразие этого созвучия заключается в том, что в нем совмещаются звуки двух функций: D в басу и Т над ней, причем D, как основа гармонии, преобладает.   Такое совмещение в одном аккорде элементов двух функций называется б и функциональностью; она и придает К64 характерную напряженность и неустойчивость, не свойственные устойчивой тонической функции (Т).
Задерживая вступление D, кадансовый квартсекстаккорд обязательно переходит в нее; такой переход принято называть разрешением.

      Читать это «вдохновенное» описание не хочется. Хочется схватиться за голову и пожалеть бедных учеников музыкальных школ, которым приходится не только читать, но и понимать этот текст. Ну и для сравнения (и для восстановления душевного равновесия) – отрывок той самой песенки про того же «героя»:

Кадансовый Квартсекстаккорд

В малиновой ходит фуражке,

А на голенищах ботфорт

Сверкают чеканные пряжки.

 

Кадансовый Квартсекстаккорд

Порядка блюститель и страж,

Кадансовый Квартсекстаккорд

Забрался на пятый этаж.

 

Кадансовый Квартсекстаккорд

Командует голосом зычным:

«А ну, разойдися, народ,

Ведите себя поприличней!»

 

Кадансовый Квартсекстаккорд,

Он грубо и преданно служит.

Слушок у народа идёт,

Что он с ДОМИНАНТОЮ дружит!

 

     И после этого веселого отрывка – главный вопрос: зачем это нужно ребенку? Ну, наверное, тем, кто планирует, а точнее, кого планируют «отдать» в музыкальную школу, такие знания, в конце концов, пригодятся. А остальным детям – просто веселое времяпрепровождение и очередная порция ненужных, хоть и забавных, знаний?

     Для меня ответ очевиден. Даже если осмелиться и оставить за скобками благотворное, даже целительное действие музыки В.В. Кирюшина на мозг и весь организм в целом (этому посвящено много исследований и статей), и вообще – пользу соприкосновения с миром настоящей музыки для развития детской души, остается один непреложный факт. Занятия по этой системе с самого раннего возраста закладывают в ребенке способность к системному мышлению - то, что обычная система образования, в общем-то, у неподготовленного ребенка отбивает. Вроде бы шутя, в игровой форме воспитывается такое важное качество, как целостное восприятие жизни в целом. Я не претендую на всезнание, но я пока не встречала другой системы обучения, которая бы вообще занималась этим вопросом. Хорошо, если такие системы где-то существуют. А что собой представляет человек, про которого можно сказать, что ему свойственно целостное восприятие жизни? Мне кажется, это свойство можно назвать мудростью, которая где-то граничит с просветленностью. С одной стороны. А с другой – это человек, несомненно, знающий, чего он хочет в жизни и как этого достичь. Понимающий причины явлений и последствия своих решений и поступков. Умеющий разобраться в любом вопросе, умеющий эффективно взаимодействовать с окружающими, способный создавать и сохранять необходимый настрой. Это – лидер, человек активный, творческий, интересующийся. Да, я хочу, чтобы мой ребенок был таким!

Галимова Анна (сын Андрюша, 3 года)

LittleWorldCinema: Маленький мир Большого кино.

Бесплатный хостинг uCoz